Компания Tencent является одним из крупнейших игроков на мировом рынке видеоигр. Она владеет или частично контролирует множество игровых студий по всему миру, включая такие как Riot Games, Funcom, Sumo Group, Turtle Rock Studios, Techland, Supercell, Don't Nod, Epic Games, и недавно присоединившаяся Ubisoft.
Однако Tencent славится своей скрытностью, и возможность пообщаться с Йонг-йи Чжу, вице-президентом и главой отдела бизнес-операций и стратегии Tencent Games, — редкая привилегия.
Чжу отмечает, что компания стремится к большей открытости, и это интервью — часть этого процесса. "Сейчас мы хотим, чтобы люди лучше понимали, кто такие Tencent, что мы делаем и почему," — объясняет он.
Открытость необходима для привлечения талантов. "Раньше компания была, скорее, черным ящиком," — говорит Чжу, который до прихода в Tencent работал вице-президентом по студийным операциям в Activision.
Агрессивная стратегия приобретений Tencent за последние десятилетие, на фоне антикитайских настроений среди политиков США, возможно, вызвала настороженность на Западе. Но в Китае у компании совершенно иной имидж.
Чжу, будучи американцем китайского происхождения, отмечает, что его семья положительно относится к Tencent. "Не столько из-за игр, сколько из-за того, что компания делает для поддержки их повседневной жизни, включая WeChat и WeChat Pay," — добавляет он.
Несмотря на это, он признает, что за пределами Китая отношение к компании может быть иным. "Люди могут быть насторожены, так как мы не очень публичны," — говорит он. Tencent работает в фоновом режиме, поддерживая студии, а не занимаясь публичной деятельностью.
Широкий спектр задач
Чжу работает в Калифорнии и взаимодействует примерно с 20 студиями в портфолио Tencent, большинство из которых находятся в Европе. Его обязанности включают участие в заседаниях совета директоров, обсуждение бюджетов и утверждение этапов разработки.
Часовые пояса — это серьезная проблема. "Я начинаю день очень рано, в шесть или семь утра," — говорит он, чтобы успеть пообщаться со студиями в Европе, которые находятся на восемь часов впереди. "А затем моя команда в Китае и Сингапуре. Так что я работаю утром, делаю перерыв в обеденное время, а затем начинаю снова вечером до позднего вечера."
"Я общаюсь с Китаем каждый день," — добавляет он. "С Европой — почти каждый день."
Но как удается справляться с таким количеством студий? Он говорит, что все сводится к приоритизации студий в зависимости от сроков запуска. "Например, Dying Light: The Beast сейчас на вершине моего списка приоритетов," — говорит он, ссылаясь на только что выпущенную игру от Techland.
"У нас есть команды, которые работают с студиями на регулярной основе, так что они понимают их проблемы. Для меня, как для более центральной фигуры, невозможно понять все нюансы происходящего в каждой студии."
Более крупные или приоритетные игры, как правило, получают больше внимания. "За два-три месяца, возможно, за квартал, мы рассматриваем всех, но большая часть моего времени будет сосредоточена на крупных проектах с большим потенциалом или на тех, которые скоро выйдут."
Западная приверженность
В начале этого года китайский конкурент Tencent, компания NetEase, сократила персонал в американской студии поддержки и закрыла T-Minus Zero Entertainment в Остине, что вызвало опасения, что NetEase сворачивает интерес к западным студиям.
Что касается Tencent, планирует ли она сохранить свое присутствие на Западе?
"С точки зрения моего подразделения, у нас нет планов по выходу," — отвечает Чжу. "Вы можете увидеть снижение инвестиций в некоторых местах, и отчасти это связано с реалиями индустрии и ее динамикой."
Он считает, что в будущем ключевым будет развитие новых IP, игрового процесса и аудитории, но для этого потребуется время и взвешенные инвестиции.
"Если вы делаете сиквел, то относительно предсказуемо, какой будет график разработки, какой будет инновация," — говорит он. Но когда проект неизвестен, "нужно убедиться, что уровень инвестиций будет меньше."
"Одной из ошибок индустрии в прошлом было слишком быстрое инвестирование"
Йонг-йи Чжу, Tencent Games
"Раньше Tencent больше фокусировалась на играх, которые работают с точки зрения издательства, и на их усилении. Переходя к более индивидуальной разработке для Запада, это займет больше времени, и это иногда означает, что команды должны быть меньше."
Восход Китая
Сейчас мы находимся в интересной точке в игровой индустрии, когда китайские разработчики стремительно набирают популярность благодаря таким хитам, как Black Myth: Wukong и Genshin Impact. Чжу считает, что существует возможность для взаимного обогащения между Востоком и Западом.
"Одной из вещей, о которой мы много говорим внутри компании, является вопрос о том, как мы можем объединить китайских разработчиков с нашими западными разработчиками," — говорит он.
"Западные креативщики имеют сильное представление о том, как должен выглядеть игровой процесс и инновации. Но китайские команды могут привнести больше мощности, инноваций, а также понимания азиатских рынков в целом."
"Как объединить китайских разработчиков с западными?"
Йонг-йи Чжу, Tencent Games
"Это симбиотично. Вместе вы создадите культурно более релевантную игру для всего мира."
Будущее с ИИ
Наконец, мы спросили Чжу, как, по его мнению, будет развиваться игровая индустрия в ближайшие пять лет.
"Самая большая тенденция, о которой все говорят, — это искусственный интеллект и его интеграция в разработку игр," — говорит он. "Я считаю, что ИИ позволяет разработчикам создавать более интересные миры более эффективно."
Он считает, что ИИ может быть полезен на самых ранних стадиях разработки игры, когда небольшая команда определяет проект. "С ИИ вы можете проводить больше художественных экспериментов, даже если у вас нет большого количества художников."
"С ИИ вы можете проводить больше художественных экспериментов"
Йонг-йи Чжу, Tencent Games
Он добавляет, что ИИ полезен для таких задач, как проверка кода, и может быть использован для ускорения итераций и повышения качества на стадии производства.
По его мнению, ИИ не заменяет рабочие места, а позволяет использовать людей, которые умеют работать с ИИ, для повышения качества.
Интересно услышать о стратегии Tencent на Западе. Похоже, они серьезно подходят к развитию новых IP и не спешат вкладывать большие средства. Это разумный подход, учитывая изменчивость индустрии. Надеюсь, они смогут предложить что-то новое и интересное для всех геймеров.